вівторок, 10 вересня 2013 р.

Конференция по бестраншейным технологиям No-Dig Одесса 2013. День первый.

Гостиница "Белая Акация" (вид с тыла)
Как и обещал в предыдущей статье, сегодня будет фото-репортаж с конференции по бестраншейным технологиям No-Dig Одесса 2013.

Несмотря на то, что конференция собирается уже девятый год подряд (на следующий год будет юбилей) приехать на неё мне удалось впервые и взглянуть на все так сказать свежим, беспристрастным и независимым от предвзятых мнений и отзывов взглядом.

Постараюсь все изложить поподробнее и в хронологическом порядке. Так как будет много фотографий, разобью на две части.

День первый.

Приехав в Одессу в 7 утра и по быстрому добравшись на место проведения конференции - гостиницу "Белая акация", я как житель сухопутной части Украины, вооружившись фотоаппаратом, первым делом, естественно отправился посмотреть на море.
Вид на Одессу с балкона 11-го этажа
 Черное море удивило отсутствием людей. В июле этого года отдыхал в Крыму - "яблоку негде упасть", а тут простор и тишина. Температура воды была 15-18 градусов.

середа, 4 вересня 2013 р.

Водоснабжение методом ГНБ

А вот и свежие летние фотографии "заплыва с погружением" нашей морж/бригады ГНБ :)

Понадобилось как-то киевской ТЕЦ на Выдубичах обеспечить себя водичкой(Будівництво  насосної станції  пожежно-технічного водопостачання  ТЄЦ-5 м. Київ) - пригласили нас.

Для лучшего понимания ситуации - сразу покажу профиль прокола.

труба Ø250мм  ПЕ 100 SDR17 - 60м
В первый день погода радовала. 
Теплая прозрачная вода, канал с максимальной глубиной 2,5м и шириной 30м., солнышко, в общем работать и купаться было здорово.

Вот только откручивать инструмент на глубине 1,2 метра было неудобно - чуть чуть не хватало длины руки и приходилось нырять.

Попытки вытащить штанги на лодку грузоподъёмностью 180 кг успехом не увенчались, а другой не было. 

Протянуть на другой берег тоже. Даже повернутая к верху, лопатка под тяжестью штанг зарывалась в ил.

Можно подумать - раков ловят :)

пʼятниця, 16 серпня 2013 р.

Утилизация бентонитового раствора после ГНБ

Утилизация бентонитового раствора после горизонтального бурения, несомненно, вопрос довольно таки злободневный для бригады прокольщиков.
Почему? Сейчас объясню.

"Штатная" бентонитная лужа перед установкой ГНБ 
Вот представьте. Нелегкая работа успешно выполнена, хочется поскорее вернуться на базу и разбежаться по домам, но что, скажите пожалуйста, делать с вот этой несимпатичной бурой лужей?

Кто-то может вспомнить про вибросито + ситогидроциклонную установку(механическая регенерация бурового раствора позволяющая вторично использовать бентонит), экономия это конечно здорово, но когда речь идет о небольших самоходных установках ГНБ, которые сделали "свое дело" и торопятся уехать - это не для нас.

Стоимость, да и габариты не позволяют утруждать себя подобной ношей.
В общем, на разных уровнях "свои проблемы".

Итак, для установок среднего диапазона (наиболее распространенном на рынке) является горячим вопрос - куда девать "калюжку" бентонита грозящую нехило растектись по проезжей части, газону или бордюру.

В последнем случае, можно нарваться на резкие пожелания "отправиться куда подальше" от мимо пробегающих пешеходов, увязших обувью в отработанном бентоните.
Это конечно не самое страшное в жизни строителя, но все-таки, желательно, борясь за качество выполняемых работ, избежать подобных словосочетаний в свой адрес :)

В общем, цель сей басни такова: Как не имея дорогостоящего оборудования и не вызывая ассенизатора "Дядю Васю" избавиться от бентонитового болотца посреди города.

Как таковая, цель ставится не просто так.

Обычно, после окончания затяжки труб, необходимо поставить колодец, спаять затянутые методом ГНБ трубы в нить протянутого трубопровода, провести гидравлические или пневматические испытания и т.д. и т.п.

В общем, разливы бентонита не просто эстетически портят городские пейзажи, но и мешают в дальнейшей работе.

Использование абсорбирующих полимеров
На практике, обычно или "тупо" оставляют засыхать(что происходит очень не скоро), или высасывают илососами(ассенизаторские машины) и сливают куда придется(например, в ближайший за городом овраг, пустырь, заброшенный строительный участок), так как свалки для жидких материалов у нас в стране не предусмотрены.

Но сегодня я хочу представить Вашему вниманию новый метод избавления от этой проблемы -
супер-абсорбирующие полимеры под названием BENEFITS OF R-T-STM!

В принципе, на мой взгляд - идея не плохая.

На 40% сокращается объем отходов, и самое главное, из жидкого состояния бентонит переходит в твердое, и им можно засыпать тот-же приямок или лопатами (экскаватором) погрузить в машину и спокойно вывезти.

Я не призываю бежать и покупать сыпучие абсорбирующие полимеры (вскрывать детские памперсы или горшки для котов), но как вариант, можно принимать на вооружение.

Единственное - нужно придумать как перемешать бентонит с полимером.

На видео - пример того, как быстро впитывает воду и затем застывает абсорбирующий полимер.

понеділок, 12 серпня 2013 р.

ГНБ. Прокладка п/э трубы вместе с сигнальным кабелем.

Горизонтально-направленное бурение (ГНБ) уже далеко не новый метод прокладки коммуникаций, кабелей, труб для воды, канализации, газопроводов и т.д. в черте города.

И именно он выручает строителей, когда нет другого выхода(забиты все каналы каб.канализации, на пути оживленная автодорога, трамвайные пути, парки и т.д.).

Но как и у каждой медали есть две стороны, так и у ГНБ кроме положительных качеств есть отрицательные.

В первую очередь это:
  •  опасность повреждения ранее проложенных коммуникаций; 
и
  •  внесение сумятицы (хаоса) в подземный мир городов.
О последней проблеме и пойдет сегодня разговор.

Есть много вещей, которые следует учитывать при выполнении работ методом ГНБ. Подготовка строительной площадки, выбор оптимальной установки ГНБ, бентонит подходящий для местного типа грунта, дизайн буровой лопатки и расширителя, выбор необходимого типа и диаметра труб и многие другие требования для успешного строительства.

Но к сожалению, практически всегда остается незакрытым такой вопрос: "А что будет с проложенной трубой дальше?"

Я имею ввиду наиболее распространенные для проектов ГНБ трубы из полиэтилена и ПВХ которые будут лежать в земле не один десяток лет и которые не обнаруживаются локаторами и трассоискателями.

Ведь теоретически, может быть утеряна проектная документация с показателями глубин пролегания, изменится до неузнаваемости ландшафт местности(например на строительных участках) и старые привязки будут неактуальны, сверху "накинут" пару слоев асфальта и т.д. и т.п.
Да мало-ли что может случиться. Бесхозные трубы обнаруживаются чуть ли не каждый день.

В общем, вопрос как найти проложенную п/е трубу в грунте без особых проблем, можно и нужно решать уже сегодня.

И наиболее простым решением видится протягивание вместе с п/е трубой сигнального кабеля. Неоднократно(по требованию Заказчика) мы так и делали, но при этом возникали различные проблемы.

К примеру, в глинистых грунтах - все нормально, а вот в песчаном грунте медный кабель запросто обрывается. Во первых, медь не надежный металл(легко тянется и рвется), а во вторых, абразивные свойства песка тоже способствуют обрыву.

Поводом для написания этой статьи стала встреченная мною реклама американской фирмы Copperhead Industries, Inc и ее продукции - кабеля под названием "Tracer" - специально улучшенного медного кабеля под требования прокольщиков методом ГНБ.

Естественно, сигнальные кабеля не строительная новинка, и используются довольно таки давно при открытой прокладке трубопроводов, но при бестраншейной прокладке к ним приходится применять совсем другие требования.

Тип грунта (песок, абразив, скальные породы), длина прокладки, мощность необходимая для четкого поиска после подключения генератора - все это важно при выборе сигнального кабеля.

Прошлое провода Tracer.

В прошлом, американская фирма экспериментировала с различными типами кабеля, и наиболее распространенный типом провода для ГНБ была твердая медь с покрытием для защиты.
Но порванные провода стоили очень дорого, ведь приходилось переделывать работу и менять и без того немало стоящий кабель.
Провода же из нержавеющей стали несмотря на их прочность, имеют низкую проводимость и не подходят для выполнения поставленной задачи.

В 2004 Copperhead Industries придумали, а в 2008 запатентовали трассирующий медный провод с сердечником из стали (CCS), который в шесть раз превышал прочность такого же в диаметре медного провода. CCS провод прочнее, менее дорогостоящий, по сравнению с медным проводом и не так зависит от колебаний мировых цен на медь.

CCS Tracer также защищен от абразивных элементов надежным HDPE покрытием.

Но немаловажным фактором конечно является правильная затяжка трубы с прикрепленным кабелем.
Если провод не правильно прикреплен, то большая вероятность обрыва.

Наиболее удачно - это прикрепить под захватом, если не получится - то тогда к захвату приваривают короткую цепь, а к последним звеньям цепи уже крепят провод. Или к кромке захвата можно приварить "ухо".

Вариант, когда провод цепляют за кольцо после расширителя (см. фото) не самый удачный, так как кабель не защищен от силы трения об грунт в районе конуса оголовника.

Кроме того, правильный цвет покрытия для проводов имеет важное значение. С его помощью легко идентифицируется предназначение трубы.

После прокладки трубы кабель оконечивают, тестируют и прячут в маленький и симпатичный колодец с фиксирующей крышкой (на фото) для предотвращения вандализма или повреждений.

Вот так вот. 
Цивилизация :) 



понеділок, 5 серпня 2013 р.

КОММУНИКАЦИИ ПОДЗЕМНЫЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ И ГЛУБИНЫ ЗАЛЕГАНИЯ НЕРАЗРУШАЮЩИМИ МЕТОДАМИ

О проблеме обнаружения подземных коммуникаций я писал неоднократно, как и о печальных последствиях в результате ошибок операторов ГНБ.

Разнообразие приборов обнаружения коммуникаций и недостаток квалифицированных и опытных специалистов работающих с ними - насущная проблема на стройплощадках страны.

И поэтому свеже- вышедший в свет Стандарт: "КОММУНИКАЦИИ ПОДЗЕМНЫЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ И ГЛУБИНЫ ЗАЛЕГАНИЯ НЕРАЗРУШАЮЩИМИ МЕТОДАМИ" желателен для ознакомления не только операторам установок ГНБ, но и всей строительной бригаде.

Почитать или скачать и распечатать можно по этой ссылке.


пʼятниця, 19 липня 2013 р.

Рекордный прокол ГНБ под р.Невой в С.Петербурге.

Водоснабжение Васильевского острова г. Санкт-Петербург

        28 июня  2013 года в г . Санкт-Петербург компания «СП ВИС-МОС» завершила уникальный  проект по строительству системы подачи воды и водоотведения в западную часть Васильевского острова.
          Выбор бестраншейного способа строительства был обусловлен особенностями питерской городской инфраструктуры, так как проводить работы открытым способом - означало полностью разрушить гранитные Петровскую и Арсенальную набережные и серьезно нарушить исторический облик центра города. Использовать же простую прокладку водопровода по дну реки Нева вблизи от берега было невозможно, так как там уже проходил разветвленный коридор коммуникаций.

 Схема расположения площадок и бурения в г. Санкт-Петербург.
            Поэтому городские власти и Заказчик проекта ООО «Петроком» остановились в конечном итоге на предложенной компанией «СП ВИС-МОС» технологии наклонно-направленного бурения.

            Скважину необходимо было проложить вдоль берега с Арсенальной на Петровскую набережную, буровые работы проводить с площадок на воде. По проекту предполагалось строительство водовода, состоящего из основной нитки («береговой») и резервной нитки («речной»), с использованием полиэтиленовой трубы диаметром 1000 мм.
   Вид на буровую площадку у Арсенальной набережной.
                             
     Вид на буровую площадку у Петровской набережной.                
         Буровые работы осуществлялись в два этапа и в них были задействованы одна прессо-шнековая установка и две установки для горизонтально-направленного бурения.

          Сначала в русловой части река Нева, у Петровской и Арсенальной набережных были сооружены временные платформы, с которых, последовательно, прессо-шнековой машиной были задавлены в дно Невы по два кондуктора (трубы). Они должны были служить направляющим кожухом для буровой колонны на этапе пилотной проходки и этапе расширения скважины, а также для трубопроводной плети на этапе затягивания трубопровода.
Площадки, несущие огромную нагрузку, были построены заказчиком по расчетам специалистов «СП ВИС-МОС» И.А. Шелкова и В.В. Крупченко.
          Работы осуществлялись, согласно намеченному плану,  - были установлены четыре кондуктора, по два на каждой площадке. Продавливание труб прессо-шнековой установкой потребовало по четыре дня на каждый кондуктор.
 Продавливание кондуктора «береговой» нитки со временной платформы у Петровской набережной  (на заднем плане – крейсер «Аврора»)


Продавливание кондуктора «береговой» нитки у Петровской набережной  
           На втором этапе были задействованы две установки ГНБ. Техническая сложность буровых работ заключалась в том, чтобы из выходного кондуктора попасть буровой колонной во входной. Осложнялась ситуация тем, что бурение осуществлялось в условиях плотной городской инфраструктуры.
           Кроме того, в работе  по строительству «береговой» нитки были вынужденные простои из-за зимних условий (короткий световой день, период ледостава, штормовой ветер, движение льда).

 Подготовка дюкера «береговой» нитки основной нитки на р. Нева перед протаскиванием (Арсенальная набережная).
           Тем не менее, при помощи навигационного оборудования и мастерства операторов компании задача была успешно выполнена. Скважина «береговой» нитки была последовательно расширена до диаметра 1350 мм и  в неё была протянут дюкер диаметром 1000 мм.
             В покрытой льдом Неве вдоль набережной была сделана майна, в которую уложили дюкер, и таким образом, протаскивание трубопровода «береговой» нитки было осуществлено прямо с воды.  За счет того, что скважина была подготовлена идеально, на протягивание плети потребовалось минимальное усилие буровой установки и этот этап строительства прошел без технических сложностей.

 Выход оголовка трубы «береговой»  нитки на Петровской набережной.

           На заключительном этапе строительства накопленный компанией «СП ВИС-МОС» богатый практический опыт от строительства «береговой» нитки позволил 28 июня 2013 года успешно завершить проект, протянув плеть «речной» нитки с Арсенальной на Петровскую набережную.

Подготовка  дюкера «речной» нитки на р. Нева (Арсенальная  набережная).
Протягивание резервной нитки (Арсенальная набережная)
Выход оголовка трубы «речной»  нитки на Петровской набережной
Успешное завершение питерского проекта.
На объекте работали следующие установки:

Прессо-шнековая установка PBA-320
Буровая установка 3000.9 (HRB-1030D) "Hutte Bohrtechnic" (300 тонн)
Буровая установка DD-160, "American Augers"  (80 тонн)

Длина прокола 1350 м.
Кондуктор диаметр 1420 мм, труба полиэтиленовая 1000 мм.

         Для  Санкт-Петербурга - города с масштабной культурно-исторической и архитектурной  составляющей, применение технологии горизонтально - направленного бурения, в отношении расширения своих коммунальных сетей стало единственно правильным решением. Строительство методом ГНБ помогло избежать рытья траншей, а следовательно, огромного объема земляных работ,  разрушения дорожного полотна, изменения транспортных потоков и демонтажа набережных.

           Проект оказался взаимовыгодным, так как город решил проблему строительства коммуникаций и оценил преимущества современного способа строительства, а компания «СП ВИС-МОС» в очередной раз решила сложную задачу, успешно построив в условиях мегаполиса, сложный, нестандартный и потребовавший применения различных технических новшеств переход.

          Заказчики компании, а это, на сегодняшний день, крупнейшие нефтегазовые компании страны, а также муниципальные службы городов России  переводят свои отношения с ООО «СП ВИС-МОС» на постоянную основу. Такое сотрудничество дает им возможность не просто сокращать сроки строительства и получать финансовую экономию, но и выполнять свои главные функции по отношению к своим конечным потребителям, а именно – максимально снижать нагрузку на окружающую среду и гарантировать высокую степень безопасности проложенных сетей на весь период эксплуатации.

P.S.
За помощь в написании статьи благодарю начальника отдела маркетинга
ООО "СП ВИС-МОС" Ольгу Дубровскую.
www.vis-mos.ru