понеділок, 5 серпня 2013 р.

КОММУНИКАЦИИ ПОДЗЕМНЫЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ И ГЛУБИНЫ ЗАЛЕГАНИЯ НЕРАЗРУШАЮЩИМИ МЕТОДАМИ

О проблеме обнаружения подземных коммуникаций я писал неоднократно, как и о печальных последствиях в результате ошибок операторов ГНБ.

Разнообразие приборов обнаружения коммуникаций и недостаток квалифицированных и опытных специалистов работающих с ними - насущная проблема на стройплощадках страны.

И поэтому свеже- вышедший в свет Стандарт: "КОММУНИКАЦИИ ПОДЗЕМНЫЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ И ГЛУБИНЫ ЗАЛЕГАНИЯ НЕРАЗРУШАЮЩИМИ МЕТОДАМИ" желателен для ознакомления не только операторам установок ГНБ, но и всей строительной бригаде.

Почитать или скачать и распечатать можно по этой ссылке.


пʼятниця, 19 липня 2013 р.

Рекордный прокол ГНБ под р.Невой в С.Петербурге.

Водоснабжение Васильевского острова г. Санкт-Петербург

        28 июня  2013 года в г . Санкт-Петербург компания «СП ВИС-МОС» завершила уникальный  проект по строительству системы подачи воды и водоотведения в западную часть Васильевского острова.
          Выбор бестраншейного способа строительства был обусловлен особенностями питерской городской инфраструктуры, так как проводить работы открытым способом - означало полностью разрушить гранитные Петровскую и Арсенальную набережные и серьезно нарушить исторический облик центра города. Использовать же простую прокладку водопровода по дну реки Нева вблизи от берега было невозможно, так как там уже проходил разветвленный коридор коммуникаций.

 Схема расположения площадок и бурения в г. Санкт-Петербург.
            Поэтому городские власти и Заказчик проекта ООО «Петроком» остановились в конечном итоге на предложенной компанией «СП ВИС-МОС» технологии наклонно-направленного бурения.

            Скважину необходимо было проложить вдоль берега с Арсенальной на Петровскую набережную, буровые работы проводить с площадок на воде. По проекту предполагалось строительство водовода, состоящего из основной нитки («береговой») и резервной нитки («речной»), с использованием полиэтиленовой трубы диаметром 1000 мм.
   Вид на буровую площадку у Арсенальной набережной.
                             
     Вид на буровую площадку у Петровской набережной.                
         Буровые работы осуществлялись в два этапа и в них были задействованы одна прессо-шнековая установка и две установки для горизонтально-направленного бурения.

          Сначала в русловой части река Нева, у Петровской и Арсенальной набережных были сооружены временные платформы, с которых, последовательно, прессо-шнековой машиной были задавлены в дно Невы по два кондуктора (трубы). Они должны были служить направляющим кожухом для буровой колонны на этапе пилотной проходки и этапе расширения скважины, а также для трубопроводной плети на этапе затягивания трубопровода.
Площадки, несущие огромную нагрузку, были построены заказчиком по расчетам специалистов «СП ВИС-МОС» И.А. Шелкова и В.В. Крупченко.
          Работы осуществлялись, согласно намеченному плану,  - были установлены четыре кондуктора, по два на каждой площадке. Продавливание труб прессо-шнековой установкой потребовало по четыре дня на каждый кондуктор.
 Продавливание кондуктора «береговой» нитки со временной платформы у Петровской набережной  (на заднем плане – крейсер «Аврора»)


Продавливание кондуктора «береговой» нитки у Петровской набережной  
           На втором этапе были задействованы две установки ГНБ. Техническая сложность буровых работ заключалась в том, чтобы из выходного кондуктора попасть буровой колонной во входной. Осложнялась ситуация тем, что бурение осуществлялось в условиях плотной городской инфраструктуры.
           Кроме того, в работе  по строительству «береговой» нитки были вынужденные простои из-за зимних условий (короткий световой день, период ледостава, штормовой ветер, движение льда).

 Подготовка дюкера «береговой» нитки основной нитки на р. Нева перед протаскиванием (Арсенальная набережная).
           Тем не менее, при помощи навигационного оборудования и мастерства операторов компании задача была успешно выполнена. Скважина «береговой» нитки была последовательно расширена до диаметра 1350 мм и  в неё была протянут дюкер диаметром 1000 мм.
             В покрытой льдом Неве вдоль набережной была сделана майна, в которую уложили дюкер, и таким образом, протаскивание трубопровода «береговой» нитки было осуществлено прямо с воды.  За счет того, что скважина была подготовлена идеально, на протягивание плети потребовалось минимальное усилие буровой установки и этот этап строительства прошел без технических сложностей.

 Выход оголовка трубы «береговой»  нитки на Петровской набережной.

           На заключительном этапе строительства накопленный компанией «СП ВИС-МОС» богатый практический опыт от строительства «береговой» нитки позволил 28 июня 2013 года успешно завершить проект, протянув плеть «речной» нитки с Арсенальной на Петровскую набережную.

Подготовка  дюкера «речной» нитки на р. Нева (Арсенальная  набережная).
Протягивание резервной нитки (Арсенальная набережная)
Выход оголовка трубы «речной»  нитки на Петровской набережной
Успешное завершение питерского проекта.
На объекте работали следующие установки:

Прессо-шнековая установка PBA-320
Буровая установка 3000.9 (HRB-1030D) "Hutte Bohrtechnic" (300 тонн)
Буровая установка DD-160, "American Augers"  (80 тонн)

Длина прокола 1350 м.
Кондуктор диаметр 1420 мм, труба полиэтиленовая 1000 мм.

         Для  Санкт-Петербурга - города с масштабной культурно-исторической и архитектурной  составляющей, применение технологии горизонтально - направленного бурения, в отношении расширения своих коммунальных сетей стало единственно правильным решением. Строительство методом ГНБ помогло избежать рытья траншей, а следовательно, огромного объема земляных работ,  разрушения дорожного полотна, изменения транспортных потоков и демонтажа набережных.

           Проект оказался взаимовыгодным, так как город решил проблему строительства коммуникаций и оценил преимущества современного способа строительства, а компания «СП ВИС-МОС» в очередной раз решила сложную задачу, успешно построив в условиях мегаполиса, сложный, нестандартный и потребовавший применения различных технических новшеств переход.

          Заказчики компании, а это, на сегодняшний день, крупнейшие нефтегазовые компании страны, а также муниципальные службы городов России  переводят свои отношения с ООО «СП ВИС-МОС» на постоянную основу. Такое сотрудничество дает им возможность не просто сокращать сроки строительства и получать финансовую экономию, но и выполнять свои главные функции по отношению к своим конечным потребителям, а именно – максимально снижать нагрузку на окружающую среду и гарантировать высокую степень безопасности проложенных сетей на весь период эксплуатации.

P.S.
За помощь в написании статьи благодарю начальника отдела маркетинга
ООО "СП ВИС-МОС" Ольгу Дубровскую.
www.vis-mos.ru
понеділок, 8 липня 2013 р.

Проектирование тоннелей и бестраншейных переходов, практический курс в Москве.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТОННЕЛЕЙ
И БЕСТРАНШЕЙНЫХ ПЕРЕХОДОВ

ОРГАНИЗАТОР:
Inventor Industries Ltd.

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС
18 – 20 СЕНТЯБРЯ 2013, МОСКВА

Задачей данной программы является глубокое ознакомление руководителей и специалистов проектных институтов, подрядных организаций, служб заказчика крупных нефтегазовых и нефтегазотранспортных компаний, предприятий коммунального хозяйства, представителей муниципального хозяйства с самыми современными разработками в области проектирования подземных переходов и туннелей.

Александр Демчихин - менеджер проекта,
тел.: +44 208 349 1999, моб.: +44 79 569 77 909, эл. адрес: a_demchikhin@invin.co.uk
Наталья Левит - менеджер по продажам, тел.: +44 208 349 1999,
эл. адрес: n_levit@invin.co.uk
Василий Анищенко - независимый эксперт-консультант
Андрей Руденко - генеральный директор Inventor Industries Ltd.

СРЕДИ УЧАСТНИКОВ ПРЕДЫДУЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ:

* Роснефть ( Россия) * Транснефть (Россия) * Лукойл (Узбекистан) * Газпром-нефть (Россия) * Газпром-нефть (Сербия) * Беларуснефть (Беларусь) * Татнефть (Россия) * Южниигипрогаз (Украина) * Водоканалстрой (Россия) * Стис (Россия) * Юнирус (Россия) * Мехстрой (Россия) * Фидер (Россия) * Енич (Россия) * Строймеханизация (Россия) * Трубокомплект (Казахстан) * Астана Су Арнасы (Казахстан) * Градис (Россия) * Зевс-Технологии (Россия) * Газкоммунстрой (Украина)

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ДОКЛАДЧИКОВ И СПОНСОРОВ:
Организационный комитет готов рассмотреть предложения по тематическим докладам, а также докладам на правах рекламы.
Информация о спонсорских возможностях предоставляется по требованию.
За более детальными данными, пожалуйста, обращайтесь по указанным контактам к менеджеру проекта.
четвер, 4 липня 2013 р.

Началась продажа стендов на NO-DIG 2014 в Москве

NO-DIG Москва 2012
В мае этого года, я подумал о том странном факте, что ничего не слышно о выставке NO-DIG 2013 в Москве.
Начал наводить справки, и оказалось, что она проходит раз в два года(по четным годам).

Т.е. после успешной NO-DIG Москва 2012 года (106 экспонентов, 3 702 кв. метров выставочной площади, 187 участников конференции из 10 стран), следующая выставка будет проходить 3-6 июня 2014 в МВЦ «Крокус Экспо» Москва, Россия.

Как мы помним, NO-DIG Москва - событие №1 по бестраншейным технологиям строительства и ремонта инженерных систем в России, СНГ и странах Балтии.

Так же как и в прошлый раз, NO-DIG Москва станет составной частью ведущего водного форума ЭКВАТЭК.
Организаторами NO-DIG являются Российское общество по внедрению бестраншейных технологий (РОБТ), Международная ассоциация специалистов горизонтального направленного бурения (МАС ГНБ), ЗАО «Компания ЭКВАТЭК», ЗАО «Фирма СИБИКО Интернэшнл».

И хотя до предстоящей выставки еще почти год, но 05.06.2013г. уже начались продажи выставочных площадей для участия в NO-DIG Москва.

Стенды распределяются по принципу «Кто первый встал - того и тапки!», поэтому желающим выставляться и иметь возможность выбора места - рекомендую поторопиться.

Профиль выставки и конференции - технологии, оборудование и услуги для:

  • горизонтально-направленного бурения (ГНБ)
  • санации и ремонта
  • микротоннелирования

Организаторы:
ЗАО "Компания ЭКВАТЭК"
ЗАО "Фирма СИБИКО Интернэшнл"

Тел./факс +7 (495) 225 5986, 782 1013 (многоканальный)
E-mail: nodig@ecwatech.ru


Ниже пара фотографий с места события.


середа, 26 червня 2013 р.

Дренаж методом ГНБ. Теория и практика.

Видимо, кто-то, когда-то, очень давно, создавая сайт по горизонтально-направленному бурению, написал что методом ГНБ можно делать дренаж и даже водопонижение.

В дальнейшем, все подхватили эту мысль и сейчас, практически на каждом сайте фирм-подрядчиков по ГНБ гордо написано - Да! Конечно! Мы делаем дренаж!

Но так ли это? Делает ли его кто-то вообще? И если да - то как?

Попробую сегодня немного разобраться, сделать небольшой анализ и ответить на эти вопросы.

Начнем.
Для начала определимся с самим термином, и как нам подсказывает Википедия:

"Дренаж (в строительстве) — метод сбора и отвода грунтовых вод от участка и сооружений с помощью системы дренажных труб, скважин, каналов, подземных галерей и других устройств."

А "Дрена́жные тру́бы, или дре́ны — основа системы глубинного дренажа, выполняют функцию водоприема и водоотведения, необходимого для осушения местности."

Уверен, что большинство прокольщиков, думающие что они готовы сделать дренаж, подразумевают выполнение методом ГНБ водоотведения, т.е. прокладки самотёчной сливной трубы из дренажного колодца куда подальше (в овраг, ров, или ливневую канализацию).
Но это малая и завершающая стадия от общего объема работ.

А ведь самое главное в дренаже - это собрать воду в одном месте(дренажном колодце). И вот это выполнить с помощью установок ГНБ уже будет посложнее и поинтереснее.

Проблема видна сразу - это трубы. Если укладывать в траншею, то можно ложить что угодно, асбестоцемент, керамику и т.д. Но нам то нужна полимерная перфорированная труба (стальная перфорированная проржавеет через 2-3 года).

В принципе, можно просто дрелью или болгаркой сделать отверстия в шахматном порядке в обычной п/е трубе или купить готовые и затягивать.
НО...

Во первых, отверстия скорее всего быстро забьются, а во вторых ослабляя трубу мы рискуем вытянуть "сопли" или порвать ее.

В процессе написания этой статьи я потратил немало времени по крупицам собирая информацию в Интернете.

И нашел даже готовые проекты, к примеру, вот отрывок одного из них (осушение площадки Челябинского электровозоремонтного завода).

В теории вроде как-бы да. Все красиво. Перфорированные пластмассовые трубы диаметром 315мм, а в них перфорированные пластмассовые трубы диаметром 250 мм обтянутые геотканью проложены в дренажный колодец - ляпотааа.

Но если тут ГНБ, то КАК физически в колодец глубиной 7-8 метров и диаметром 2 метра запихнуть нить 150-ти метрового трубопровода диаметром 315мм п/е трубы(которая ну очень неохотно гнется) + внутри которой сидит труба 250 мм. Или предлагают в колодце паять по 1 метру?
Если с другой стороны тянуть, то надо установку ГНБ в колодец опускать, а для этого целый котлован нужен. Нереальное что-то.

Подумав немного сел и дорисовал проект. Вышло вот так.

Т.е. пройдя насквозь колодец, мы потом сможем в нем болгаркой обрезать трубы и повторив пару раз процедуру с разных сторон, в конечном итоге, можно получить что-то типа лучевого дренажа.


В принципе, если сильно помучатся, то такой дренаж(или водопонижение) можно сделать даже под существующим промышленным зданием выкопав колодец в подвале. А под фундаментом, если не сильно глубокий, то пройти можно. К примеру, мы недавно одно двух-этажное здание на глубине 2,5 метра прошли насквозь без особых проблем.

В идеале, конечная работа должна выглядеть приблизительно вот так, но физически - так красиво методом ГНБ вряд-ли получиться у кого-то сделать.

Но это все теория, а мы сегодня говорим о практике. 

Пришло время разрушать мифы:
  • Во первых, когда будем тянуть 150 метров перфорированной 315мм трубы(пригруженной 250мм трубой внутри) - есть ну очень большая вероятность, что она порвется. 
  • Во вторых, при затяжке трубы, в отверстия 100% затечет бентонит, забьет глиной фильтрующую геоткань, она слипнется, и в итоге, у нас ничего хорошего из скважины не выйдет.
  • И в третьих, бентонит помогающий нам тянуть трубы - сделает канал(туннель) из глины в грунте, а глина как известно воду плохо проводит, т.е. к нашей дренажной трубе вода просто не попадет и она выполнять свою функцию не будет. 

Вот такая незадача или как говорится "пичалька" у нас с практикой.

А так все хорошо начиналось... Мдааа. Такой дренаж нам не нужен!

Но, голова на плечах есть - думаем дальше. Нам надо что-бы внешний футляр был не перфорированный, тогда возможно он не порвется.
Потом футляр надо вытянуть, и кроме того, буриться надо без бентонита. Вот такие дела.

Порыскав в Интернете, нашел видео-ролик о том как американцы делают дренаж под ж/д дорогой именно таким образом. Смотрим.



Вроде неплохо получается. Но такой метод накладывает на нас значительные ограничения.
Во первых, без бентонита(на воде) буриться можно, сами не раз так делали, но только в глине. В других грунтах - будут проблемы.

Во вторых - расстояние.  Выдергивать трубу из скважины трактором можно, но выглядит это по варварски. И чем длиннее труба и больше диаметр - тем мощнее нужен трактор :)

Вот такие пироги.

Выводы можно сделать следующие: 
Да, что-то типа лучевого дренажа можно сделать методом ГНБ, но на практике все не так просто и красиво как расписано в учебниках и проектах.
Голая перфорированная туба затянутая методом ГНБ может порваться, забиться, а если и будет работать - то может вызвать проседание грунта вымывая мелкие частицы. Нужно вокруг трубы иметь крупный гравий. А как его поместить вокруг трубы - большой вопрос.

Но, оказывается, есть и такая технология под названием HDDW. Правда, посмотрев нижеследующий видео-клип, я так и не понял как голландцы засыпают трубу фильтрующим гравием похожим на алмазы(3,38 минута).

Видимо легальная продажа легких наркотиков в их стране оказывает благоприятное влияние на фантазию, и наши "пол-литра что-бы разобраться" отдыхают :)



P.S. Если Вы уже выполняли устройство дренажа методом ГНБ (или пытались) - поделитесь пожалуйста своим опытом с остальными читателями в комментариях.
Заранее благодарен.


После написания статьи получил письмо о том, что "дренаж выполнить можно, и такое не раз делалось с использованием белорусских проколочных машин типа МНБ-50.

Сперва опускается опалубка ОР-1,5, на необходимую глубину, затем в ней размещается МНБ-50 и выполняются проколы из опалубки как на схеме проекта Челябинского завода.

Затем после прокладки труб опускается во внутрь опалубки Ж.Б. колодец, а опалубка ОР-1,5 по мере строительства колодца выдвигается на поверхность и демонтируется.
При этом ни какого бентонита, идеальный колодец, ни каких откосов при строительстве дренажного колодца. 

А для дренажа укладывалась труба перфорированная фирмы "Wavin", в нее укладывалась труба с фильтром."

P.P.P.S. Еще пришла информация, что у Vermeera есть саморастворяющийся бентонит, который практически исчезает за пару дней. Название пока не знаю.
четвер, 13 червня 2013 р.

Фото-репортаж с самой большой в СНГ строительной выставки CTT 2013

Недавно прошедшая в Москве выставка СТТ-2013, без сомнения, стала самой масштабной из проходящих в России и СНГ.

На 130 тысячах квадратных метров выставилось более 1000 участников со всего мира. И наверняка многие из Вас ее посетили или даже выставлялись со своей продукцией.

Ну а тем читателям кто не попал на выставку -прошу не расстраиваться, для Вас и предназначен сегодняшний фото-репортаж.

Будет очень много фотографий, так что устраивайтесь поудобнее и смотрите.

P.S.За присланные фотографии большое спасибо Сергею Шарапову.