Встретил интересную статью о таком человеке и решил опубликовать у себя. Читаем.
ОАО «Сургутнефтегаз» славится своими кадрами и их квалификацией. за свою более чем 35-летнюю историю нефтяная компания подготовила сотни тысяч специалистов, настоящих профессионалов своего дела, о которых сегодня говорят с уважением и дают емкое определение — школа Сургутнефтегаза.
Анатолий Поляков, о котором пойдет наш рассказ, — один из тех, кто своим трудом создает славу нефтяникам Сургута и всей Югры.
Он приехал на Cевер по комсомольской путевке вместе с одноклассниками из южного украинского города Запорожья, да так и остался. Спустя годы Обь стала милее Днепра, а сказочно красивый зимний лес — роднее степных просторов. Вся его жизнь связана с нефтяной компанией, которой он посвятил 32 года и остается верен до сих пор, впрочем, как и своей мужественной профессии машиниста. Он работает машинистом бульдозера.
До армии Поляков, окончив профессионально-техническое училище, получил водительские права и до службы успел поработать в родном селе трактористом и помощником комбайнера. Армейская дисциплина и солдатская выучка в пограничных войсках продолжили воспитание характера, в котором появились новые черты — принимать важные решения и нести ответственность за свои поступки. Так Анатолий вместе с друзьями и оказался на Севере — в Сургуте. Шел 1981 год.
— Суровые условия не испугали: мы были молоды, полны сил, энергии и планов на будущее. А работы мы никогда не боялись. Если посещала грусть по родине, шутили, напевали песни, мы же все — веселые ребята! Прошло больше тридцати лет, но я по-прежнему с теплотой в сердце вспоминаю те годы, — рассказывает Анатолий Григорьевич.
Новоиспеченные покорители северных широт искали такое место работы, чтобы быть всем вместе. В штабе ЦК комсомола их определили в трест «Сургутнефтестрой», который, как и производственное объединение «Сургутнефтегаз», относился в то время к главку «Тюменнефтегаз». Рабочие руки нефтяной отрасли требовались постоянно. Так потомки запорожских казаков оказались в Лянторе.
— Поселок Лянтор тогда представлял собой 15 цистерн на полозьях, облагороженных и переоборудованных под жилые дома, десяток жилых вагончиков, крохотных по размеру, и одноэтажное общежитие, — с улыбкой продолжает нефтяник.
Первый год Поляков трудился машинистом бурильной установки (в народе ее называют ямобур) в Управлении механизированных работ № 4 треста «Сургутнефтестрой». Это строительно-монтажное управление в ту пору вело строительство линий электропередачи.
— Работа машиниста копра имеет свои особенности, — делится техническими тонкостями А.Г. Поляков. — На копре установлен ограничитель грузоподъемности, и самое главное — ее не превысить, поэтому поднимать сваи большей массы, чем полагается, строго запрещалось.
Машинист многотонной техники должен обладать не только необходимыми техническими знаниями и соблюдать все требования техники безопасности на производстве, но и быть физически сильным, выносливым и стойким психологически. Ни для кого не секрет, что эта работа зачастую сопряжена с риском. Вот и Полякову неоднократно приходилось вместе с техникой проваливаться в болото, и 30 лет назад это было обычным делом. Причем, случались чрезвычайные происшествия не только летом, но и зимой, когда болота не выдерживали многотонную технику.
— Бывало, уходил в трясину по самую крышу, доля секунды — и ты в кромешной темноте, — вспоминает Анатолий Григорь¬евич. — Приходилось буквально нырять в болотную жижу и цеплять трос в ледяной воде. Но ничего, с помощью болотоходов или таких же тракторов и бульдозеров технику вытаскивали, переодевались, грелись и, как ни в чем не бывало, работали дальше.
Копр требовался во многих местах, и по мере необходимости технику вместе с машинистом перебрасывали с одного производственного участка на другой.
— Чтобы построить 10 километров линий электропередачи, требуется забить около 300 свай, — вспоминает машинист. — Бывало, забрасывали и на вертолете в вахтовые поселки, на кустовые площадки в район Локосова и дальше, за 100-150 километров. И так по нескольку раз в неделю.
По словам ветерана, работали в те годы, не считаясь со временем, понимали, что каждый час на вес золота, поэтому трудились с раннего утра до позднего вечера. Зимой, пока болота замерзшие, старались выполнить как можно больше объемов. Подбадривали друг друга и радовались, когда видели результаты своего труда.
География трудовой деятельности Полякова поражает своими масштабами. Ветеран показал на карте месторождения, на которых ему довелось трудиться, и где он внес свой вклад в развитие нефтяной отрасли Югры и России — Федоровское, Русскинское, Западно-Сургутское, Солкинское, Родниковое, Дунаевское, Яунлорское месторождения…
Он вспоминает, как в начале 1980-х годов по заданию управляющего трестом была создана бригада во главе с Владимиром Лебедевым:
— Володя в то время был бригадиром слесарей. На базе тракторов, предназначенных для транспортировки леса, нам требовалось собрать четыре сваебоя абсолютно новой конструкции. И работа закипела!
Вскоре Анатолий Григорьевич пересел на одну из этих чудо-машин, собранных руками рабочих. Новую технику освоил быстро и, сидя в кабине за рычагами, он сливался с многотонной махиной, представляя с ней единое целое. Сваебой был всегда послушен, покорно подчиняясь действиям умелых рук, все механизмы работали безупречно.
Перед тем, как приступить к работе, умельцы провели сложные расчеты по увеличению длины стрелы под шестиметровую сваю. С помощью сварочного аппарата специалистам удалось усовершенствовать металлическую конструкцию и успешно произвести ее испытания, а затем применить на производстве.
Слушая рассказ ветерана, который невольно переносится воспоминаниями в те времена, понимаешь, что ехал он и тысячи таких же первопроходцев на Север за романтикой, а совершали трудовой и человеческий подвиги. Летом им досаждала мошкара, а зимой они стойко переносили аномальный холод. Именно им достались самые крепкие морозы, сильные метели и непроходимые болота.
Двое друзей спустя некоторое время покинули Север и вернулись на Украину, а Сергей Балуца, так же, как и Поляков, остался в Югре. Сергей Балуца — не только друг, но и крестный сына Полякова — Святослава. Кум трудится водителем в УТТ НГДУ «Быстринскнефть».
В 1989 году А.Г. Поляков по приглашению руководства перешел в Сургутскую передвижную механизированную колонну производственного объединения «Сургутнефтегаз». За годы работы неоднократно повышал свою квалификацию в Центре политехнического обучения ОАО «Сургутнефтегаз», и все его коллеги знают, что он не только специалист высокой квалификации, а еще и мастер на все руки. Он имеет допуск и легко умеет управлять экскаватором марки Komatsu с вибропогружателем. А если потребуется, то без проблем пересядет в кабину установки горизонтально направленного бурения, ведь, имея на руках сертификат американской фирмы Americen Augers, Поляков может работать на этой технике в любой стране мира. Но разве Сургут отпустит?