четвер, 7 квітня 2011 р.

ГНБ на защите США от цунами

Та самая установка ГНБ
Оказывается,  в Тихоокеанском регионе, к западу от Вашингтона и Орегона (США) проходит так называемая Cascadia Subduction Zone (CSZ) – зона субдукции, местечко где океаническая кора погружается в мантию. (К зонам субдукции приурочено большинство землетрясений и множество вулканов.)

На основе геологических и исторических свидетельств, эксперты предсказывают, что землетрясение вдоль CSZ может быть той же силы, как и последнее в Японии, в результате которого цунами в считанные минуты разрушило все прибрежные города.

После 11 марта (день, когда цунами обрушилось на берега Японии) американцы резко забеспокоились об опасности, и остро стал вопрос о системе раннего предупреждения и сейсмического мониторинга на суше и в море.
Придумали программу - назвали "Наблюдение за океаном" (Ocean Observatories Initiative OOI). Финансируется национальным научным фондом США.

К 2012-2014 годам планируется развертывание по континентальному шельфу штата Орегон и  вдоль тектонической плиты Хуан-де-Фука целой сети сейсмометров и датчиков изменения давления для раннего обнаружения цунами и оповещения населения. (Последнее сильное землетрясение в районе плиты Хуан де Фука было магнитудой 8,7-9,2 по шкале Рихтера. Случилось оно вечером во вторник, 26 января 1700 года. Тогда огромная волна стерла с лица земли прибрежные поселки и деревни в устье реки Колумбия, а отголоски этой катастрофы докатились аж до берегов Японии. В результате землетрясения на поверхности плиты Хуан де Фука образовался разлом длиной около 1000 километров и средней шириной 20 метров.)

При чем тут ГНБ спросите вы? А вот причем.
На Тихоокеанском пляже в штате Орегон, именно проколами методом горизонтально направленного бурения  «земля-вода» и устанавливаются эти датчики, причем далеко в море. Работая шесть дней в неделю, и буря от 400 до 500 футов в день, команда бурильщиков прокладывает несколько труб в одну милю длиной под морским дном. В эти каналы и будут проложены кабели питания и сбора данных, которые соединят берег Тихого океана с вычислительными станциями.

При этом применяется обычная ГНБ техника, используемая для прокладки волоконно-оптических кабелей, трубопроводов и других видов инфраструктуры в экологически чувствительных областях или технически сложных объектах.

Значительный шаг вперед в процессе развития проекта полностью интегрированной системы сбора данных о прибрежных, региональных и глобальных масштабах стал возможен именно благодаря методу горизонтально-направленного бурения (ГНБ).

Сеть датчиков наблюдений (соединенных волоконно-оптическим кабелем) за северо-восточным побережьем США будет разбросана на протяжении более 500 миль и предназначена для непрерывной работы в течение 25 лет.

Вот только как спастись от волны высотой в 10-15 метров???
Даже если знаешь, что она доберется до тебя через час. 

Смотрим в подкасте фотографии  метода ГНБ "Земля-вода".
Угроза побережью США - зона субдукции Cascadia Subduction Zone (CSZ) 

субота, 2 квітня 2011 р.

Книги по горизонтально направленному бурению (ГНБ)

Заметил, что довольно большой  популярностью на моем блоге пользуется раздел по литературе о ГНБ.

К сожалению, отечественные книги и публикации крайне редки, да и то в основном это переводы иностранных авторов(даже картинки те же).

А вот зарубежные авторы не оставляют без внимания тему горизонтально направленного бурения, и книги выходят регулярно. К сожалению они обычно платные, а бесплатно скачать полноценное издание далеко не всегда удается.

Сегодня я поделюсь с Вами своими находками - книгами о горизонтально-направленном бурении (ГНБ). Как Вы понимаете - они на английском языке. Переводить не берусь.
Поехали.

Horizontal Directional Drilling: Utility and Pipeline Applications. 2005 год. 267 страниц
От автора Willoughby D: Данная книга это всесторонний охват горизонтально-направленного бурения (ГНБ) технологий и приложений. Важнейший ресурс для тех, кто работает в бестраншейной промышленности. Это авторитетное руководство обеспечивает полную техническую информацию о технологии ГНБ,  строительной и тендерной документации, технических условиях HDD. Много примеров и расчетов, а также подробные иллюстрации. Подробная информация о внедрении ГНБ в том числе: стальные трубопроводы, волоконно-оптические и электрические коммуникации, муниципальные приложения для природного газа, воды и канализационных трубопроводов.

Вторая книга чуток постарше - 1999 года выпуска(но зато фотки цветные), и как я понял в ней Американцы учат Японцев жизни. 
Называется она Horizontal Directional Drilling Training Manual
Практический курс ГНБ
Если у вас есть вопросы или проблемы по горизонтально-направленному бурению, то у нас есть ответы для Вас! Лучший практический Курс представляет собой уникальную возможность, узнать ключевые элементы успешной реализации проектов ГНБ. От планирования до завершения задания. Курс охватывает восемь тематических направлений:  ГНБ приложения и процессы, ГНБ инструменты,  безопасность работы сайта, обзор буровых растворов, ГНБ дизайн, планирование отверстия, снижение риска, устранение неполадок.

Третья книга о ГНБ - Installation of Fiber-Optic Cables Under Flood-Protection Structures Using HorizontalDirectional Drilling Techniques подробно описывает технологию ГНБ при прокладке ВОЛС. Как Вы наверное помните, совсем недавно я описывал процесс прокладки ВОЛС. Это типа американский вариант.
Книга описывает опыт инженера американской армии из округа Сент-Луис, по прокладке волоконно-оптических кабелей для корпуса армии США с использованием ГНБ метода.

Ну и в дополнение 2 небольших бонуса:
Guided Boring
и
Отрывок из какой-то неизвестной книжки о ГНБ.

В общем, информации хватает на то чтобы перевести, отредактировать и самому издать книгу о  ГНБ :).
Вот только желания этим заниматься нет никакого - все равно от сканируют и в Интернет закинут безвозмездно :)
P.S. Кстати книжки то по 50-120 баксов стоят. На сэкономленные средства можно и переводчика нанять.
пʼятниця, 1 квітня 2011 р.

Как самому сделать прокол методом ГНБ под дорогой.

Довольно таки часто в Интернете встречаю вопросы типа:
  • как самому сделать прокол под дорогой?
  • как самому проложить трубу под препятствием?
  • как самому выполнить бурение методом ГНБ?
  • как самому пробурить скважину? 
  • как сделать прокол под асфальтом?
 Можно много дискутировать по поводу самодельных устройств для выполнения поставленных задач.
Одни предлагают брать цельную металлическую трубу и запихивать ее под дорогу экскаватором (трактором), другие изобретают что-то типа большого воротка(или стакана), третьи предлагают использовать мощную мини-мойку и вымывать местечко под трубу.
Думаю иногда (на небольших длинах) может конечно и прокатить, но чаще все таки нет.

Да и Правила безопасности еще никто не отменял. Поэтому для самостоятельной прокладки подземных коммуникаций могу порекомендовать одно самое надежное в мире устройство - БСЛ-110. Надежнее её только лом :)

понеділок, 28 березня 2011 р.

Соревнования ГНБ компаний "RODEO HDD"

Довольно интересную забаву придумали организаторы IX Международной бестраншейной конференции, выставки и технологического шоу, которые будут проходить 15-17 июня 2011 года в Tomaszowice возле Кракова (Польша).

Называется конкурс "RODEO HDD" (что-то типа наших "Веселых стартов").

Участие принимают только 5 фирм которые занимаются прокладкой методом ГНБ.
Стоимость участия в соревнованиях - 900,00 zł + 23% НДС (350баксов)

Победитель получит интересные и ценные призы в отрасли ГНБ!!!

Что вы получаете, участвуя в RODEO ГНБ?

Прежде всего это развлечение, но вы получите:
    * возможность конкурировать в открытую с компаниями-соперниками;
    * единственная в своем роде возможность демонстрации технических навыков и профессионализма вашего бизнеса для потенциальных инвесторов;
    * размещение баннера со ссылкой на листовках и сайте конференции;
    * бесплатная реклама путем размещения информации о компаниях участвующих в конкурсе в прессе;
    * неплохая возможность для укрепления корпоративного имиджа, так как компания-победитель в "забегах" методом ГНБ получит диплом победителя соревнований HDD RODEO 2011.

ГНБ RODEO - ПРАВИЛА

   1. Соревнования проводятся в ходе конференции Бестраншейные 2011.
   2. Возможность принять участие получают все компании, работающие по методу ГНБ.
   3. Максимальная вместимость компаний-участников: 5
   4. Каждая компания может выставить только одну установку ГНБ.
   5. Допустимый класс устройств: до 150 кН тяговое усилие. Устройство должно быть оборудовано буровыми штангами длиной около 3 м.
   6. Команды состоят из трех человек.
   7. Объектом конкурса является бурение направленного отверстия на расстояние 100 м и затем затяжка 10-ти метровых полиэтиленовых труб (диаметром 110 или 125 мм).
   8. Критерием оценки является: точность попадания в цель при пилотном бурении, скорость выполнения работ, слаженность работы команды и т.д..
   9. Минимальная глубина горизонтально направленного бурения - 2 м.
  10. Каждая команда имеет полную свободу в выборе бурового оборудования, бурильных труб, бурового инструмента и типа бурового раствора.
  11. Участники обеспечиваются личными защитными костюмами, шлемами, защитными очками и перчатками.
  12. За ходом конкурса и определением победителя следит авторитетное жюри.

Думаю вряд ли кто из читателей "ломанется" в Польшу (тем более стоит ограничение с 5 участниками), но согласитесь идея не плохая, и организаторам бестраншейных выставок и конференций на территории СНГ возможно стоит призадуматься.
Ведь такие конкурсы(при хорошем пиаре) могут показать проектировщикам, городским чиновникам и другим должностным лицам - насколько точными и быстрыми могут быть проколы методом ГНБ, и послужить хорошим толчком для развития бестраншейных технологий.
четвер, 24 березня 2011 р.

Свэджлайнинг - новая бестраншейная технология

Вопрос. Как протянуть под землей новую ПЕ трубу через изношенную старую и  чтобы при этом диаметр первичной трубы сократился лишь незначительно?
Ответ. Новая бестраншейная технология под названием Свэджлайнинг (Swagelining) которую придумала соответственно шотландская фирма Swagelining Limited.

Особенностью swagelining является использование большего диаметра новой ПЕ трубы по сравнению с диаметром старой. Весь метод заключается к сжатию (прессованию) ПЕ трубы с помощью специального переходника-вкладыша (матрицы). При этом даже нет необходимости использовать термическую обработку(я сначала подумал что трубу нагревают).

Нет, оказывается достаточно просто использовать мощную лебедку и ПЕ труба проходя сквозь пресс уменьшается в объеме на необходимый диаметр для протяжки в старую линию трубопровода.

Возвращаясь со временем  в исходное состояние, ПЕ труба увеличивается в диаметре и обеспечивает постоянное плотное прилегание к старой. При этом нет необходимости заполнять щель между трубами укрепляющими растворами, так как ее просто нет.

Основные преимущества этого бестраншейного метода:
универсальный:  нет требований, предъявляемых к старым трубам
быстро: 10 метров в минуту, длиной до 1500 м
Энергосбережение: изменения в диаметре без тепловых энергетических потребностей
рентабельность: использование стандартных PE труб
экологически чистый: минимальная строительная площадка
В конце поста выложил видео о бестраншейной  прокладке трубопровода по методу swagelining.


середа, 23 березня 2011 р.

Бестраншейные технологии на защите окружающей среды

Несомненно, Вы и без меня знаете о том, что в нашей стране с охраной окружающей среды все очень даже плохо.  Несмотря на то, что большинство из нас выросло на лозунгах типа «Пионер! Береги природу, твою мать!», как говорится, выросли и забыли.

Так вот. Очень часто можно услышать о том, что бестраншейные технологии (No-Dig) являются «зелеными», и предлагают реальную экологическую выгоду для широкого диапазона подземных проектов в области развития инженерных коммуникаций. Но так ли это? Какие есть доказательства?

В этом посте я хочу предложить Вашему вниманию небольшой обзор "зеленых" (экологически чистых бестраншейных проектов) по всему миру. Сделать небольшую аналитику с конкретными примерами и доказательствами. Чтобы не осталось ни тени сомнения в том, что «Наше дело правое, и мы победим!»

Поехали.

Большие города.
Есть ряд причин, по которым бестраншейные технологии называют "Зеленой альтернативой". Так, в городских районах бестраншейная техника значительно уменьшает выбросы углекислого газа от строительных работ, минимизирует использование строительных машин и нарушение графика движения автотранспорта.

Бестраншейные методы восстановления и замены каналов канализации, защиты труб от ржавчины и накипи помогают удовлетворять растущие требования городского населения, так как существующие инфраструктуры водоснабжения и канализации ухудшаются из-за возраста, коррозии, химии и воздействия других негативных факторов.

Уменьшение выбросов углекислого газа

Традиционные открытые методы для прокладки и замены подземных коммуникаций негативно отличаются высоким уровнем загрязнения. А ведь перед строительной отраслью, которая потребляет большое количество ископаемого топлива, стоит задача – добиться сокращения выбросов в атмосферу.

"Признание актуальности вопроса по сокращению выбросов во всем мире, привело к увеличению научно-исследовательских работ, направленных на разработку методов количественного и качественного сокращения выбросов."

Недавние исследования показали, что бестраншейные проекты производят значительно меньше выбросов углерода в воздух. Исследование, проведенное для североамериканского общества по бестраншейным технологиям (NASTT) в Университете Ватерлоо, расположенном в провинции Онтарио, Канада, определило две области, в которых бестраншейный подход является более экологически чистым, чем обычные открытые методы.

Во-первых, при бестраншейном методе значительно снижается потребление топлива, так как он позволяет избежать сбоев движения автотранспорта. Бестраншейные проекты предотвращают задержки и объезды, связанные с обычным подземным строительством в области инженерных коммуникаций. Это снижает количество потребляемого бензина, что естественно уменьшает и выбросы углекислого газа.

Во-вторых, бестраншейные участки работ и сами производят меньше выбросов. Они требуют минимального количества строительной техники и оборудования. Нет необходимости для проведения земляных работ: разрытия, засыпки, уплотнения и повторного асфальтного покрытия дорог, что значительно сокращает расход топлива.

"Использование ряда механизмов тяжелой техники во время строительства открытым способом, неизменно приводит к значительному количеству выбросов в атмосферу - большая разница по сравнению с использованием бестраншейных методов, которым нужны минимальные требования на стройплощадке".

Кроме того, бестраншейные работы, как правило, более эффективны, чем время их «открытая» альтернатива, а это означает, что механизм работает более короткие временные периоды. При сравнении метода «разрыва трубы» против открытой замены для типичного городского проекта реконструкции канализации обнаружили, что для «pipe bursting» потребовалось три дня, а замена открытым методом потребовала семь дней. Бестраншейный метод, следовательно, был более чем на 50 процентов эффективным.

Если объединить экологические преимущества, получится, что бестраншейные методы строительства приводят к сокращению на 79 процентов выбросов парниковых газов, чем при открытом монтаже трубопроводов.